Скульптор Волконский. К 150-летию со дня рождения

Не хочется, чтобы камышане забывали имена людей, которые создавали и делали красивым наш город в прошлом.  Наш рассказ - о скульпторе  Николае Петровиче Волконском, который жил и творил в Камышине с 1927 года.  

В 1867 году в семье крестьянина Петра Михайловича Волконского и его жены Ефросинии Сергеевны родился сын Николай. До 14 лет он жил в родной деревне Крестцово Ярославской губернии. После окончания земского начального училища в 15 лет приехал в Петербург, поступил учеником в частную лепную мастерскую и посещал начальную рисовальную школу при Центральном училище. технического рисования барона Штиглица (ЦУТР). Потом выдержал экзамен в само училище, после окончания которого попал на военную службу в Ярославль, но был освобождён по так называемому «счастливому жребию».

Николай Волконский возвратился в Петербург и поступил работать на фабрику Мельцеров, на которой изготавливалась мебель и предметы для украшения интерьеров. Фабрика с безупречной репутацией являлась главным поставщиком изделий для императорской семьи, крупных промышленников, банкиров. Однако молодой человек мечтал об академическом образовании и самостоятельной творческой работе. Он поступает в высшее художественное училище при Академии художеств и в качестве вольнослушателя посещает мастерскую скульптора В. А. Беклемишева.

В 1897 году Волконского вместе с ещё несколькими выпускниками ЦУТР пригласили преподавать в Боголюбовское рисовальное училище, которое открывалось в Саратове. Он согласился, положение семейного человека, к тому времени отца уже двоих детей, обязывало к определённому статусу. Так в Саратове появился первый профессиональный скульптор, преподаватель класса лепки и формовки. В принципах преподавания Волконский придерживался правил ЦУТР, по воспоминаниям был требователен, строг и при этом всегда внимателен к ученикам.

В 1900 году его командировали в Париж, на всемирную выставку, откуда Волконский вернулся под большим впечатлением от произведений Огюста Родена, которым на этой выставке был предоставлен отдельный павильон.

В 1901 году Волконский участвовал в конкурсе на проект памятника Александру II. Среди одиннадцати представленных проектов его работа под девизом «Царь освободил, а мужик не забыл» при первом голосовании была выдвинута на первую премию.

После событий 1917 года Николай Петрович, которому было уже более пятидесяти лет, без колебаний влился в новую общественную жизнь. Он был избран в комиссию по охране памятников старины, привлечен городскими властями к составлению предложений и смет для осуществления плана монументальной пропаганды. Преподавательская работа в Боголюбовском рисовальном училище прекратилась, так как традиционная система преподавания была разрушена. Для преподавания в Свободные художественные мастерские, в которые превратилось училище, из Москвы был специально прислан молодой скульптор Антон Лавинский. Волконский выступил с идеей создания рабочего политехникума с несколькими мастерскими – художественно-промышленной, скульптурной, декоративной – для обучения и выполнения художественных заказов. Политехникум, девизом которого стал призыв «Труд, наука и искусство, соединяйтесь!», торжественно открылся 1 января 1919 года.

Известно, что Николай Волконский принимал участие и в конкурсах. Он проектировал памятник двадцати шести бакинским комиссарам для Азербайджана, памятник павшим за революцию – для Томска.

В 1927-м Николай Петрович перебрался на жительство в Камышин.  И здесь он продолжает творить: бюст-портрет Чернышевского, бюст – собственный автопортрет и бюст жены, бюст-портрет политического каторжанина Стрепетова. На объявленный конкурс по созданию проекта памятника Ленину представил в модулях два проекта. Безвозмездно поставлены в городском парке 5 бюстов русских писателей классиков: Пушкина, Гоголя, Некрасова, Белинского, Чернышевского, а также – скульптуры персонажей сказочных героев. По договору с администрацией завода «Стеклотара» были спроектированы в чертеже украшения фасада нового детский дома «Детский сад», утверждённые в Москве и выполненные в скульптурных барельефах, которые содержат более 50-ти рельефных детских фигур. Начата и окончена в 1939году модель проекта на тему: «Мать советская», которая как «проект архитектурно-скульптурного сооружения нашей эпохи» была отправлена на личное рассмотрение товарища Сталина. Николай Петрович Волконский преподавал черчение и рисование в школах и вечерней школе для взрослых. По воспоминаниям современников частенько приезжал в Саратов, обратно его кто-нибудь обязательно провожал к пароходу, так как у Волконского постепенно слабело зрение.

Умер скульптор в Камышине в 1958 году. На его могиле установлен бюст, изготовленный сыном Львом.

В августе 2017 года Камышин посетила правнучка Волконского с дочерью. В историко-краеведческом музее была организована встреча за круглым столом, где в тёплой и дружеской обстановке Светлана Владимировна поделилась воспоминаниями своих родителей об известном прадеде-скульпторе и выразила своё удивление и восхищение по поводу того, что камышане помнят и чтят их известного скульптора предка. А в историко-краеведческом музее в  основной экспозиции есть уголок, рассказывающий о талантливом скульпторе, жившем и творившем в маленьком провинциальном городке на Волге.

Статью подготовила научный сотрудник Ольга Дмитренко,

Камышинский историко-краеведческий музей.