javascript://

Смотри на жизнь трезво.

            В сознании наших современников укоренилось и бытует мнение, что в России пили всегда и много, а ограничительные и запретительные меры ни к каким положительным результатам не приводили и, в принципе, привести не могут! Однако примеры из нашей истории опровергают подобные утверждения. На Руси всегда презирали пьянство, чему доказательство надписи на древних  братинах, сосудах, из которых пили хмельное:

  • «Не пей до дна, да не будешь без ума»;
  • «Первую чашу пить — здраву быть, вторую чашу пить — пьяну быть, третью чашу пить — безумну быть»;
  • «Человече, буде при славе смирен, а при печали мудр, не зван на пир не ходи, аще  пойдеши, в высоком месте не садись, не всякий ковш пей до дна, да не будешь без ума...». 

       В каждом из этих  поучений есть предупреждение о том, что человек, злоупотребляющий спиртным, рискует остаться «без ума». А что может быть хуже для человека разумного, чем стать безумным. Наши предки заботились о том, чтобы их дети рождались здоровыми, поэтому об употреблении спиртного женщиной не могло быть и речи.

       На Руси до Петра I никогда не пили крепких напитков. Население по праздникам употребляло меды,  пиво, хмельной сбитень и т. д. Крепость спиртных напитков не превышала 2 — 6 градусов, вино, которое привозили купцы из южных стран,  перед употреблением разбавлялось водой.

        В конце 19 века  в России были введены Попечительства о народной трезвости, которые были призваны распространять среди населения «здравые понятия о вреде неумеренного употребления крепких напитков». Изыскивать средства для предоставления возможности проводить свободное время вне питейных заведений,  с этой целью устраивать народные чтения и собеседования, открывать чайные и народные избы-читальни и т.п.

          Попечительства существовали на средства, ассигнуемые от государственной казны, частные пожертвования, сборы от устройства чтений, общественных развлечений и т. д.

           Делами попечительства заведывали губернские и уездные комитеты, членами которых были даже очень высокие чины. Так в состав Камышинского комитета о народной трезвости в 1913 году входили: председатель комитета — предводитель дворянства Михаил Хрисанфович Готовицкий, помощник предводителя Константин Хрисанфович Готовицкий, член окружного суда Н.С. Разумовский…

            Целью мероприятий ставилось: «развить и укрепить в подрастающем поколении патриотические чувства любовь и преданность царствующим императорам из Дома Романовых», а следовательно России.

             Наиболее доступным по денежным затратам и легчайшим средством отвлечения жителей Камышина и Камышинского уезда от употребления спиртного являлись народные чтения с демонстрацией световых картин по воскресениям и праздничным дням. Световые или «туманные» картины создавались при помощи так называемых «волшебных фонарей», то есть аппаратов, типа наших диапроекторов. Закупали серию картинок на определённую тему, либо посвящённых какому-то событию, юбилею. На эти темы проводились громкие чтения, во время которых демонстрировались картины. Людям это очень нравилось. По сути, это было отдаленным подобием сегодняшнего кино.

Камышинский комитет стремился увеличить количество аудиторий , в 1912-1913 годах чтения велись в Народном Доме в Камышине (ныне спортивная школа №1), в Рудне, в Красном Яре, в Александро-Невской станице (ныне Лебяжье), Лемешкино, Таловке, Сосновке, Усть-Кулалинке, Банном, Каменке, Сестрёнках, Семёновке и других. То есть антиалкогольной компанией был охвачен почти весь уезд. Проводили мероприятия учителя, библиотекари, священники.

Зимой в крупных сёлах, как правило,  устраивались ярмарки, на которых селяне продавали скот, зерно и другую сельскохозяйственную продукцию. Долго стоять на морозе было холодно. И чтобы народ не грелся спиртным, в центре села, по соседству с торговыми рядами устраивали избы-читальни, арендуя помещения у населения. Туда можно было придти погреться, перекусить, попить горячего чая, почитать свежие газеты и журналы.

         Крестьяне, несомненно, были довольны таким вниманием властей к ним. Трезвые, с прекрасным настроением и с целыми деньгами, которые они выручили от продажи, возвращались домой. Эти мероприятия возымели действие — пьяных после таких ярмарок стало гораздо меньше! В адрес Камышинского комитета попечительства о народной трезвости поступала масса благодарностей, как от городских, так и от сельских жителей.

             В Камышине чтения проходили не только в Народном Доме, но и в чайных, где можно было перекусить, попить чайку и почитать. В нашем городе такая чайная в начале 20-го века была на берегу Волги, рядом с Земским Домом.

          Конечно, одними чтениями комитет не ограничивался. Руководство города и уезда очень серьёзно относилось к проблеме — как народу проводить праздники, быть трезвыми и не впадать в разгульное пьянство. Нанимались артисты для постановок спектаклей  и концертов по дешёвым ценам, доступным населению, устраивались народные гуляния. Люди очень охотно посещали такие мероприятия.

          Страна оставалась трезвой до 26 августа 1923 года, когда ограничения на производство и продажу спиртных напитков было окончательно снято тогдашним советским правительством.

К 1940 году уровень потребления поднялся  с 1 литра до 2-х литров на человека. Во время Великой Отечественной войны уровень вновь стал менее 1 литра. Войну с фашизмом выиграло поколение, рождённое от трезвых родителей.     

В начале 1950-х г.г. Советский Союз по прежнему оставался самой непьющей державой в мире. В среднем, 1 советский человек пил меньше, чем 1 англичанин  в 3 раза, 1 американец в 7 раз, 1 француз в 10 раз.

          Так откуда же взялось современное пьянство?  В середине 1950-х годов государство стало планировать поступление в бюджет так называемых «пьяных денег». В стране строились пивные и водочные заводы. Планово алкоголь стал проникать в быт и на экран. Практически ни один фильм не обходился без сцены распития алкоголя. В результате к 1965 году уровень потребления спиртного на душу населения составлял около 5 литров в год, к 1980 году — 11 литров. Доход в госбюджет был колоссальным. Себестоимость 1 бутылки водки составляла 15-20 копеек, а продавалась она уже по 3 рубля 62 копейки. За этими доходами не заметили, как выросла пьяная преступность, с которой в 1985 году стали бороться, введя так называемый «сухой закон». Но, вскоре начался экономический кризис, в связи с падением цен на нефть, и правительство снова идёт по пути пополнения бюджета «пьяными деньгами».  В 1996 году уровень потребления алкоголя достиг 16-18 литров на душу населения, убыль населения составила  700 000 человек  в год. Средняя продолжительность жизни у мужчин упала до 57 лет. С 1990-х годов мы начали вымирать.

            Появляются новые претенденты на роль хозяев нашей богатейшей страны. В нашу сторону всё чаще смотрят: Турция -1,5 литра в год, прирост населения  900 000 человек в год; государства Средней Азии - 2,6 литра, прирост 585 000 человек; Китай - 5 литров, прирост 6 миллионов человек в год.  Вывод напрашивается сам собой. Нас становится всё меньше и есть опасение, что вскоре мы, как нация, исчезнем с лица земли.

               Алкоголь —  оружие массового поражения и это очень хорошо знают претенденты на мировое господство. В их доктрине освоения новых территорий о России сказано так: «экономически целесообразно оставить проживать на территории этой страны 15 миллионов человек». А куда же денутся остальные 135 миллионов? Их жизни унесут алкоголь, наркотики и болезни. Позже их учёные выведут теорию: «славяне не жизнеспособный народ, они не прошли естественный отбор». Задумайтесь над этим, прежде, чем брать в руки бутылку пива.

            По материалам Камышинского историко-краеведческого музея.